К концу учебного года дети 2-3 лет могут:
Ознакомление с окружающим
Различать и называть игрушки, предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты и овощи, вилы транспорта.
• Свободно ориентироваться в ближайшем окружении: узнавать свой дом и квартиру, детский сад и групповую комнату.
• Знать имена членов своей семьи и персонала группы.
• Вместе со взрослым заботиться о живых существах: поливать комнатные растения, кормить птиц, рыб и т. и.
Речевое развитие
• Иметь активный словарный запас (не менее 1000-1200 слов).
• Повторить за взрослым небольшое предложение, в том числе содержащее вопрос или восклицание
• Ответить на понятный вопрос взрослого.
• Поделиться информацией («Коля пришел»), пожаловаться на неудобство (замерз, устал) и действия сверстника (отнимает).
• Сопровождать речью игровые и бытовые действия.
• Слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения.
• Пользоваться речью как средством общения со сверстниками.
Художественная литература
- Слушать стихи, сказки, рассказы. При повторном их чтении проговаривать слова, небольшие фразы.
- Вместе с педагогом рассматривать иллюстрации в знакомых книжках.
- Читать стихи с помощью взрослого (А.Барто из цикла –«Игрушки» и др.).
Формирование элементарных математических представлений
- Активно участвовать в образовании групп из отдельных предметов, различать «много» предметов и «один».
- Различать большие и маленькие предметы.
- Различать предметы по форме и называть их.
Изодеятельность
- Знать что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать; pазличать красный, синий, зеленый, желтый, белый, черный цвета.
- Радоваться своим рисункам, называть что на них изображено.
- Знать, что из глины можно лепить, что она мягкая.
- Раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук, отламывать от большого комка маленькие комочки, сплющивать их ладонями; соединять концы раскатанной палочки, плотно прижимая их друг к другу.
- Лепить несложные предметы; аккуратно пользоваться глиной.
Конструирование
• Различать основные фирмы деталей строительного материала.
• С помощью взрослого строить разнообразные постройки, используя большинство форм.
• Рaзворачивать игру вокруг собственной постройки.
Музыкальное воспитание
• Узнавать знакомые мелодии и различать высоту звуков (высокий— низкий).
• Вместе с воспитателем подпевать в песне музыкальные фразы.
• Двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками музыки.
• Выполнять движения: притопывать ногой, хлопать в ладоши, поворачивать кисти рук.
- Различать и называть музыкальные инструменты: погремушки, бубен.
К концу учебного года дети 3-4 лет могут :
РИСОВАНИЕ
- Знать и называть материалы, которыми можно рисовать.
- Уметь изображать отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.
- Подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам; правильно пользоваться карандашом, кистью и красками, фломастером.
ЛЕПКА
- Знать свойства пластических материалов, понимать какие предметы из них можно вылепить.
- Уметь отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней.
- Лепить предметы, состоящие из 1-3 частей.
АППЛИКАЦИЯ
- Уметь создавать изображения предметов из готовых фигур; украшать заготовки из бумаги разной формы; подбирать цвета, соответствующие изображаемым предметам
- Навыки наклеивания (промазать клеем наклеиваемый элемент и приложить к листу бумаги, промокнуть салфеткой избыток клея.)
- Создавать изображения путем наклеивания готовых форм.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
- Знать и называть основные детали строительного материала (кубики, кирпичики, пластины).
- Располагать кирпичи, пластины вертикально .
- Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
- Различать постройки по величине (большая – маленькая, длинная – короткая, высокая – низкая, узкая – широкая).
Развитие элементарных математических представлений
- Различать предметы по величине, используя слова «большой», «маленький».
- Умение видеть один и много предметов, используя слова «один», «много» , «ни одного»
- Понимать вопрос «сколько?».
- Сравнивать группы предметов, используя приемы наложения и приложения комментировать свои действия словами больше – меньше, поровну.
- Сравнивать два предмета, разные по величине (длине, высоте).
- Узнавать знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) называть их.
- Различать 4 цвета основного спектра (синий, красный, желтый, зеленый) знать чёрный и белый и оттенки голубой, розовый.
- Понимать слова: верху -внизу, слева - справа, на, над - под, впереди - сзади, верхняя -нижняя.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ
• Легко ориентироваться в ближайшем окружении : без труда называть часто встречающиеся предметы, объяснять их назначение , выделять ряд свойств и качеств.
• Предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт ближайшего окружения.
• Различать и называть части тела животного и человека.
- Называть основные части растений стебель, лист, цветок .
- находить и называть у деревьев ствол, ветки, листья.
- Различать по вкусу, цвету, величине и форме 2-3 вида овощей и фруктов
- Выделять растительные группы (дерево, куст, трава).
- Различать животных ближайшего окружения: звери, птицы, рыбы.
- Называть приспособления животных к среде обитания: рыбы плавают в воде, птицы летают и т. д.
- Знать и называть домашних и диких животных: домашние – собака, кошка, корова, коза, куры, петух ; дикие – заяц, лиса, медведь, волк.
- Выделять и называть отличительные особенности внешнего вида ( у коровы и козы рога, у лисы длинный пушистый хвост)
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- Говорить не торопясь, внятно.
- Отвечать на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения, используя в речи практически все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
- По своей инициативе и при заинтересованной поддержке взрослого рассказывать о виденном в 2-4 предложениях.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Уметь воспринимать небольшие потешки, сказки, рассказы без наглядного сопровождения.
- Читать наизусть небольшие потешки и стихотворения.
- Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя, с опорой на рисунки в книге.
Физическое воспитание
- Ходить и бегать не наталкиваясь, изменяя направления.
- Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед.
- Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди.
- Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее5 метров.
- Лазать по лесенки - стремянке, гимнастической стене.
- Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
- Умеет самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать, развязывать и завязывать шнурки ботинок.
- Замечает непорядок в одежде, устранять его.
К концу учебного года дети 4-5 лет могут :
РИСОВАНИЕ
- Правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине.
- Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием.
- Создавать узоры на полосе, квадрате, круге, ритмично располагая элементы.
ЛЕПКА
- Лепить предметы, состоящие из нескольких частей.
- Использовать приёмы оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания.
- Владеть навыком рационального деление пластилина.
- Использовать в работе стеку.
АППЛИКАЦИЯ
- Правильно держать ножницы и резать ими по прямой, по диагонали, вырезать круг из квадрата, овал - из прямоугольника, плавно закруглять углы.
- Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей.
- Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
КОНСТРУИРОВАНИЕ
- Знать и называть основные детали строительного материала (куб, брусок, пластины).
- Анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме.
- Изменять постройки, надстраивая или заменяя одни детали другими.
- Конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы.
Развитие элементарных математических представлений
- Считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего» .
- Сравнивать 2 группы предметов, используя счет.
- Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке по длине, высоте.
- Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата, шар, куб, цилиндр
- Различать и называть части суток.
- Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз)
- Знать правую и левую руку.
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ
- Вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину,) определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань).
- Предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения.
- Различать и называть части тела животного и человека.
- Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора).
- Знать название города, деревни, где живут, улицу.
- Имеют представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях.
- Имеют представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ
- Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние , этические качества, эстетические характеристики, разнообразные свойства и характеристики предметов.
- Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
- Активно сопровождать речью свою деятельность.
- Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные.
- Пересказывать небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам.
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
- Высказывать желание послушать литературное произведение.
- С помощью взрослого драматизировать небольшие сказки.
- Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
- Читать наизусть небольшие стихотворениях, потешки.
- Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.
Физическое воспитание
- Ходить и бегать, согласуя движения рук и ног.
- Прыгать на 2-х ногах на месте и с продвижением вперед, прыгать в длину с места не менее70 см.
- Брать, держать, переносить, класть, катать, бросать мяч из-за головы, от груди.
- Метать предметы правой и левой рукой на дальность на расстояние не менее5 метров, отбивать мяч о землю (пол) не манее5 раз подряд.
- Лазать по лесенки - стремянке, гимнастической стене не пропуская реек, перелезая с одного пролёта на другой.
- Ползать, подлезать под натянутую верёвку, перелизать через бревно, лежащее на полу
- Строиться в колонну по одному, парами, в круг, шеренгу.
- Кататься на двухколёсном велосипеде.
- Ориентироваться в пространстве, находить левую и правую сторону.
САМООБСЛУЖИВАНИЕ
- Самостоятельно, одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать, развязывать и завязывать шнурки ботинок).
- Замечать непорядок в одежде и устранять его.
ХОЗЯЙСТВЕННО-БЫТОВОЙ ТРУД
- Самостоятельно поддерживать порядок в групповой комнате и на участке.
- Выполнять обязанности дежурных по столовой (расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие тарелки, салфетницы, раскладывать столовые приборы).
- Выполнять обязанности дежурных по подготовке материалов к занятиям (раскладывать карандаши, пособия, кисти, краски и убирать их после занятия).
ТРУД В ПРИРОДЕ
- Самостоятельно поливать растения, кормить рыб.
- Работать на огороде и цветнике (посев семян, поливка, сбор урожая).
- Приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование.
К концу учебного года дети 5-6 лет могут :
Ознакомление с окружающим
• Уточнять представления детей о предметах, их существенных признаках.
• Свободно ориентироваться в помещении и на участке детского сада.
• Соблюдать правила дорожного движения (ходить по мостовой, переходить улицу в указанных местах, в соответствии со световым сигналом).
• Знать название города, деревни, где живут, улицу.
• Знать фамилию, имя, и отчество родителей, домашний адрес.
- Различать некоторые рода войск.
- Называть профессии строителей, земледельца, работников транспорта, связи, швейной промышленности.
Экологическое воспитание
О растениях
• Узнавать и называть 6-7 растений и их части.
• Описывать растения, отмечая расположение листьев, форму, цвет, особенности поверхности.
• Выбирать и выполнять способы ухода за растениями (полив, опрыскивание, сухая чистка). Выполнять уход за растениями в соответствии с его биологическими потребностями.
• определять способы приспособления растения к сезонным изменениям (появляются почки, цветут, появляются плоды, созревают, состояние покоя).
• Знать и называть признаки живого (растет, движется, питается, размножается)
о животных.
• Уточнить представления о многообразии животного мира и характерных признаках классов (перья, пух, шерсть, мех и т.д).
• Знать основные жизненные функции : питание, дыхание, движение, размножение, рост, развитие и т.д.
• Устанавливать связи между средой обитания и строением тела.
• Конкретизировать представления о проявлении чувств: голод, боль, радость, привязанность
• Продолжать знакомить с дикими животными.
• Называть 4-5 зимующих птиц, различать их по внешнему виду, рассказывать чем питаются, почему остаются зимовать.
О неживой природе
• Иметь элементарные представления о переходе вещества из твёрдого состояния в жидкое и из жидкого в твёрдое (вода превращается в лёд, лёд – в воду).
Развитие речи
• Правильно произносить все звуки не торопясь, выразительно.
• Использовать в речи существительные, обозначающие профессии.
• Употреблять в речи простые и сложные предложения.
• Пользоваться прямой и косвенной речью.
• Поддерживать непринужденную беседу.
• Составлять (по образцу, плану) небольшой рассказ о предмете, картине, по теме, предложенный взрослым.
- Определять место звука в слове.
- Подбирать к существительному несколько прилагательных.
Художественная литература
- Определять жанр произведения, называть любимые сказки и рассказы.
- Драматизировать небольшие произведения, читать по ролям стихотворения.
- Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.
- Выразительно читать стихи наизусть.
Математика
- Считать в пределах 10 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего».
- Сравнивать рядом стоящие числа в проделах 10, сравнивать какое число больше(меньше) другого.
- Уравнивать две неравные группы предметов двумя способами (удаления и добавления единицы).
- Сравнивать предметы различной высоты (до10), размещая их в ряд в порядке возрастания(убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины).
- Различать форму предметов.
- Обозначать словом свое местонахождение среди людей предметов.
- Называть последовательность части суток.
- Называть текущий день недели.
• Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз).
• Знать последовательность дней недели, связывать с порядковым счетом.
• Ориентироваться на листе бумаги.
Рисование
• Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
• Рисовать по представлению и с натуры овощи, фрукты, игрушки, передавая их форму и строение. Использовать различные изобразительные материалы.
• Располагать изображения на всем листе, на одной линии и на широкой полосе создавать узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства, используя точки, круги, завиток, волнистые линии, травку, цветы.
Лепка
• Лепить предметы разной формы, состоящие из нескольких частей.
• Использовать приёмы соединения частей прижимания и примазывания .
• Владеть навыком округлого раскатывания.
• Владеть навыком рационального деление пластилина.
• Умение передавать в лепке движения.
• Владение навыков аккуратной работы с глиной и пластилином.
Аппликация
• Правильно держать ножницы и действовать ими.
• Сочетать способ вырезания с обрыванием для создания выразительно образа.
• Использовать приемы симметричного вырезания из бумаги, сложенной вдвое и гармошкой.
• Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.
Конструирование
• Анализировать образец постройки: выделять основные части и различать их по величине и форме
• Планировать этапы создания собственной постройки.
• Создавать постройки по рисунку.
• Работать коллективно.
• Владение навыком сгибания бумаги.
К концу учебного года дети 6-7 лет могут:
В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:
• чётко произносить все звуки речи;
• интонационно выделять звук в словах;
• выделять заданный звук в потоке речи;
• определять место звука в слове ( в начале, в середине, в конце);
• произносить слова по слогам;
• составлять предложения из 3-5 слов;
• называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е слово и т.д.;
• использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);
• составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «За грибами», «Отдых на море» и т. д.)
• ь составлять несколько предложений о предмете;
• различают жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
• наизусть читать любимые стихотворения;
• последовательно передавать содержание сказки.
К началу обучения в школе у ребёнка могут быть развиты элементы математического представления:
• цифры от 0 до 9;
• считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д;
• называть предыдущее и последующее число относительно любого числа в пределах первого десятка;
• знаки +, - , =, <, >;
• сравнивать числа первого десятка (например, 7<8, 5>4, 6=6)
• соотносить цифру и число предметов;
• сравнивать две группы предметов;
• составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;
• сравнивать предметы по цвету. Форме, размеру;
• названия фигур: треугольник, квадрат, круг;
• оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между» и т. д.;
• группировать по определённому признаку предложенные предметы.
В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:
• различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например, ель, сосна, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;
• различать диких и домашних животных ( медведь, белка, корова, заяц, коза);
• различать по внешнему виду птиц (например, дятел, воробей, сорока);
• иметь представление о сезонных признаках природы (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…);
• названия 1-3 комнатных растений;
• названия 12 месяцев года;
• названия всех дней недели.
Кроме того, ребёнок, поступающий в первый класс, должен знать:
• в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме;
• полные имена членов своей семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;
• знать правила поведения в общественных местах и на улице.
Общий кругозор:
- Фамилия, имя.
- Дата рождения.
- Свой возраст.
- Имя и отчество родителей.
- Домашний адрес.
- В какой стране живет.
- Знание животных (диких, домашних, северных и южных стран).
- Знание растений.
- Знание профессий, видов спорта, транспорта.
- Быт людей.
- Уметь объяснить закономерности природных явлений.
- Времена года, месяцы по сезонам, дни недели.
|