Четверг, 02.05.2024, 08:58

Приветствую Вас Гость | RSS

Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

   Материально техническое оснащение ДОУ – важная сторона создания комфортных  условий пребывания ребенка в детском саду. Совместными усилиями работников  ДОУ для детей дошкольного возраста, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, создана предметно-пространственная развивающая среда, оборудованы помещения для занятий детской деятельностью.

     Обеспечение доступа в здание образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

На входных дверях  здания дошкольного учреждения расположены кнопки вызова, чтобы обеспечить доступ в здание образовательного учреждения лиц с ограниченными возможностями здоровья;

  • Наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, планом здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
  • На входе в здание имеется пандус, а также достаточная ширина дверных проемов в стенах и доступная входная группа и доступное санитарно-гигиеническое помещение, оснащенное поручнями, в одной из возрастных групп, находящейся на первом этаже здания;
  • Имеется размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к объектам (местам предоставления услуг) инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения;
  • Дублирование необходимой для инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения, зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации – знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
  • Наличие в помещении музыкального зала, предназначенном для проведения массовых мероприятий, индукционной петли и звукоусиливающей аппаратуры;

Наличие оборудованных учебных кабинетов, объектов для проведения практических занятий,  объектов спорта, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья                                                     

Назначение

Функциональное использование

Используемая площадь

Оборудование

Кабинет заведующего

Приём родителей и сотрудников, проведение совещаний администрации

10,1 кв.м

Мебель, компьютер, МФУ, документы

Групповые комнаты

  1. Занятия.
  2. Дневной сон.
  3. Игровая деятельность.
  4. Кружковая работа.
  5. Оздоровительные мероприятия.

347,1 кв. м

Набор детской мебели, игрушки, дидактические, спортивные, настольно-печатные игры и пособия, игровая мебель, уголки природы и экспериментирования.В средней и подготовительной группах установлены интерактивные доски

Музыкальный зал

  1. Музыкальные занятия.
  2. Досуги, праздники.
  3. Кружковая работа.
  4. Спортивные занятия.
  5. Оздоровительные мероприятия.
  6. Спортивные соревнования, праздники, досуги.

91,1 кв. м

Пианино, музыкальный центр, магнитофон, наборы народных музыкальных инструментов, фонотека, нотный материал, библиотека методической литературы по всем разделам программы музыкального развития

Медицинский кабинет.

  1. Анализ заболеваемости детей.
  2. Осмотр детей врачом-педиатром, врачами-специалистами.
  3. Прививки.
  4. Изоляция заболевших детей до прихода родителей.

23,4 кв. м

Материал по санитарно-просветительской, лечебно-профилактической работе

Приемная, палата,   медицинский материал для оказания первой медицинской помощи и проведения прививок

Процедурный кабинет.

Изолятор.

Методический кабинет.

  1. Индивидуальные консультирования.
  2. Библиотека.
  3. Работа творческой группы.

17,9 кв.м

  1 компьютер, 1 ноутбук, МФУ; методический материал по работе с педагогами и воспитанниками, наглядный и раздаточный материал к занятиям, пособия и методическая литература. Свободный доступ в Интернет

Кабинет учителя-логопеда и педагога-психолога.

  1. Занятия по коррекции речи.
  2. Психолого-педагогические обследования.
  3. Индивидуальное консультирование.
  4. Психологическое просвещение педагогического коллектива.
  5. Коррекционно-развивающая работа.

6,3 кв.м

Библиотека психологической литературы, игровой материал для проведения технологий: игротерапии, пескотерапии. Диагностический инструментарий

Дидактический материал и оборудование по обследованию речи, разнообразные дидактические игры для развития речи дошкольников, (наглядный и демонстрационный материалы). Дидактический и наглядный материал по английскому языку. Свободный доступ в Интернет.

Специальный световой стол для песочной терапии.

Физкультурный зал

Проведение  физкультурно–оздоровительной работы, утренней гимнастики, физкультурных занятий, спортивных развлечений

91,1  кв.м

Стандартное и нетрадиционное оборудования для проведения физкультурных занятий, тренажеры

Бухгалтерия

Ведение бухгалтерской документации

6,3 кв.м

Компьютеры,   МФУ, мебель, документы, сканер, ноутбук

   Предметно-развивающая среда детского сада способствует обогащенному развитию и воспитанию, обеспечивает эмоциональное благополучие, отвечает интересам и потребностям детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья; в воспитательно-образовательном процессе помогает осуществлению комплексно – тематического  подхода. Развивающее пространство детского сада включает макро  — среду (участки и близлежащая территория)  и микро-среду (внутреннее оформление помещений).  При создании предметной развивающей среды коллектив  руководствовался  следующими принципами:

  • полифункциональности среды: предметная развивающая среда  открывает множество возможностей, обеспечивает все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле  многофункциональна;
  • трансформируемости среды – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства;
  • вариативности -  педагоги используют модельные варианты развивающей среды для разных видов детской деятельности.

   Подобная организация пространства  позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогам дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

   Состояние материально-технической базы  Учреждения, обеспечивает организацию жизни детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, в детском саду и соответствует приоритетным направлениям деятельности.

   Каждая группа имеет групповое помещение,  приёмную, умывальные комнаты. Группы оборудованы необходимой мебелью, мягким инвентарём.

   В пределах общего пространства групповых помещений оформление отражает содержание разнообразных видов детской деятельности:

  • для ознакомления детей с правилами дорожного движения и безопасностью жизни и здоровья (светофоры, пункты ГИБДД, больница, дорожные знаки, крупногабаритные машины, макеты домов, схемы улиц города и т. д.)
  • для развития познавательной активности, где дети могут самостоятельно заняться рассматриванием различных механизмов, ставить опыты, проводить наблюдения,  исследования и т. д.
  • для развития творчества с полным комплектом материала, позволяющего детям в любой момент заняться рисованием, лепкой, аппликацией, конструированием, где активно проявляются фантазия, творчество, воображение.
  • для театрализованной деятельности, где собраны многие виды театра, наборы кукол, элементы костюмов, маски, ширмы, и т. д.
  • природные уголки, которые отличаются в разных возрастных группах самобытностью и оригинальностью, что привлекает детей красочным, познавательным материалом, уходом за растениями,  где дети отмечают изменения в погоде и наблюдают за ростом растений.
  • кукольные уголки с комнатами различного назначения, соответствующей мебелью, куклами и одеждой, изготовленной детьми вместе с родителями.
  • конструктивные уголки, в которых находятся детские конструкторы и строительные наборы, разные по содержанию, назначению и размерам, изготовленные из различного материала, мозаики, разрезные картинки и т. д.

   В ДОУ созданы условия для развития представлений о человеке, России, истории и культуре: имеются книги и открытки, знакомящие детей с историей и культурой России, ее символикой, трудом и бытом различных народов, образцы предметов народного быта, национальных костюмов, что помогает воспитывать патриотическое отношение к Родине. Особое внимание уделяется материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОУ, обеспечивающим необходимый уровень их физического, интеллектуального развития и нравственного воспитания.

    Планировка и оборудование помещений детского сада и прилегающей к нему территории осуществляется с учётом реализуемой программы и целей образовательной работы ДОУ.

Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

  • 3 персональных компьютера;
  • 4 ноутбука;
  • 1  мультимедийный проектор с экраном;
  • 1 сканер;
  • 2 принтера;
  • 2 МФУ;
  • 1 музыкальный центр;
  • 2 магнитофона;
  • 2 телевизора;
  • 2 мультимедийных проектора с интерактивными досками;
  • световой стол для песочной терапии;
  • сухой душ;
  • сухой бассейн,
  • тактильные массажные дорожки
  • дидактические игры и пособия;
  • развивающие игрушки,
  • обучающий комплект "Дары Фребеля".

Объекты территории детского сада:

  • теневые навесы;
  • игровое поле;
  • клумбы;
  • песочницы;
  • птичья столовая;
  • творческая мастерская.

Условия питания воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МКДОУ организовано 4-х разовое питание дошкольников.

В учреждении имеется примерное меню, рассчитанное на 2 недели, с учетом рекомендуемых среднесуточных норм питания в ДО для двух возрастных категорий: для детей с 1,5  до 3 лет и для детей от 3 до 7 лет.

Для нормального роста и развития воспитанники ДОУ обеспечены вкусным сбалансированным 4-х разовым питанием: завтрак, 2-й завтрак, обед, уплотненный полдник. Ежедневное меню составляется медицинской сестрой в соответствии с 10-дневным примерным меню для двух возрастных групп детей (от 1,5 лет до 3 лет и от 3 до 7 лет) на основе типовых рационов с соблюдением рекомендуемых СанПиН продуктовых наборов, калорийности и химического состава готовых блюд.В рацион питания детей включены:свежие фрукты, овощи, соки, молочные, рыбные, мясные блюда, выпечка. Меню разработано с учетом физиологических потребностей детей в калорийности и пищевых веществах. В ДОУ имеется картотека блюд с разработанными технологическими картами, позволяющими выдерживать все требования к приготовлению разнообразных детских блюд.В детском саду, согласно СанПиН 2.4.1.3049-13, организован питьевой режим, проводится С-витаминизация 3-го блюда. Обеспечивается санитарно-гигиеническая безопасность питания в соответствии с принципами ХАССП, включая соблюдение всех санитарных требований к состоянию пищеблока, поставляемым продуктам питания, их транспортировке, хранению и раздаче блюд. Все продукты, поступающие в МКДОУ №2 п. Дубна, подлежат обязательному бракеражу. Для осуществления систематического контроля объема и качества оказываемых услуг по организации питания воспитанников в ДОУ создана бракеражная комиссия. Питание воспитанников организуется в групповых помещениях. Прием пищи осуществляется в соответствии с установленным режимом дня для каждой возрастной группы. Выдача пищи с пищеблока производится согласно графику, после контроля бракеражной комиссией с соответствующей записью в журнале результатов оценки готовых блюд. Для ознакомления родителей с рационом питания воспитанников ДОУ ежедневно вывешивается меню с указанием объема пищи в граммах в соответствии с возрастом детей. Пищеблок ДОУ оснащен необходимым тепловым, технологическим и холодильным оборудованием, посудой и инвентарем. Питание организовано в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. В МКДОУ №2 п. Дубна уделяется большое внимание соблюдению режима питания, отвечающего физиологическим особенностям детей, соблюдению технологических требований при приготовлении пищи, строгому соблюдению правил эстетики питания, воспитанию необходимых культурно-гигиенических навыков в зависимости от возраста детей. Администрация ДОУ осуществляет повседневный контроль за деятельностью пищеблока, правильной организацией питания детей в группах.

Психологическая комфортность и безопасность дошкольников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья

Важнейшим условием полноценного развития ребенка, сохранения и укрепления его психологического здоровья является психологическая безопасность. Это такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие ребенка и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью.

Поэтому одно из направлений работы в нашем дошкольном учреждении – это обеспечение психологической безопасности ребенка в детском саду.

При реализации направления решаются следующие задачи:

  • изучить источники угрозы психологической безопасности детей;
  • разработать курс занятий с детьми, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (как ее познавательной, так и эмоционально-личностной сферы);
  • создать в детском саду условия, обеспечивающие психологическую безопасность каждого ребенка;
  • оказывать консультативную и практическую помощь родителям и педагогам ДОУ по вопросам создания дома и в детском саду среды, обеспечивающей дошкольникам состояние защищенности от угроз душевному благополучию.

Отсюда следует, что в дошкольном учреждении нами была разработана система общей и индивидуальной защиты детей.

  • В течение учебного года в старшей группе педагогом-психологом проводится курс тренинговой терапии и коррекции эмоционального мира дошкольника через взаимодействие с песком «Песочный мир чудес», состоящий из 29 занятий, на которых дети развивают процессы саморегуляции, тренируют мелкую моторику рук, формируют и реализуют свой творческий потенциал. Многим ребятам данная работа помогла преодолеть барьеры в общении, лучше понять себя и других, снизить психофизическое напряжение и тревожность. Занятия проводятся один раз в неделю по 20-25 минут.
  • В подготовительной к школе группе проводятся коррекционно- развивающие занятия по подготовке детей к обучению в школе.

В содержание каждого родительского собрания включаются элементы психологического тренинга с использованием упражнений, этюдов и игр, которые входят в занятия с детьми. Это помогает родителям «поставить» себя на место ребенка, взглянуть на определенные, иногда и конфликтные ситуации глазами своего ребенка, лучше узнать и понять его и тем самым построить психологически безопасное взаимодействие со своим ребенком. Этому также способствуют разработанные «Психологические шпаргалки» для родителей, отражающие следующие темы: «Как правильно общаться с ребенком?», «99 способов сказать ребенку: «Очень хорошо!», «Как воспитать оптимиста?», «Как оформить детский уголок дома?» и многие другие.

Обеспечение психологической безопасности детей в условиях детского сада предполагает и тесное сотрудничество с воспитателями и специалистами. Систематически проводится контроль и регулирование психоэмоциональных и физических нагрузок под руководством психолога, инструктора по физическому воспитанию и старшей медсестры.

Структурные компоненты психологической безопасности мы разделили на две системы: систему организации режима жизнедеятельности воспитанников и систему организации межличностных отношений в ДОУ.

Система организации режима жизнедеятельности воспитанников, в том числе с ограниченными возможностями здоровья

- Организация целесообразного, гибкого и эффективного режима дня воспитанников (распределение нагрузок интеллектуальных и физических в течение дня, организация полноценного питания, сна, организация двигательного режима)

- Организация предметно-развивающей среды, отвечающей принципам комплексирования и гибкого зонирования, комфортности и эмоционального благополучия детей и взрослых, удовлетворение потребности в общении, движении, развитии и т.д.

- Организации образовательного процесса (баланс между специально организованной деятельность и совместной и самостоятельной деятельности детей, построение занятий в форме диалога, совместное решение познавательных и практических задач, включение в жизнедеятельность воспитанников значимых и интересных для них видов детской деятельности)

Условия охраны здоровья воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Особое внимание в учреждении уделяется охране жизни и обеспечению безопасности жизнедеятельности детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. В здании ДОУ оборудованы в соответствии с требованиями законодательства медицинский и процедурный кабинеты, изолятор. Для  оказания доврачебной первичной медицинской помощи и проведения профилактических осмотров, профилактических мероприятий различной направленности, иммунизации, первичной диагностики заболеваний, оказания первой медицинской помощи в ДОУ функционируют медицинские кабинеты, оснащѐнные оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с требованиями законодательства. В ДОУ организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ. 

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья

В МКДОУ №2 п. Дубна в наличии фиксированная телефонная связь, имеется электронная почта, веб-сайт в Интернете.

На веб-сайте имеется информация по нормативно закрепленному перечню сведений о деятельности организации, имеются данные об организации на официальном сайте для размещения информации о государственных и муниципальных организациях.

Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям сотрудникам, родителям, в том числе приспособленным для использования лицами с ограниченными возможностями здоровья - обеспечен.

  Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры (ОСИ)